Одним из архитектурных памятников древней Керчи, история которой насчитывает тысячи лет, является Большая Митридатская лестница – излюбленное место прогулок туристов и местных жителей.
Проект архитектурного комплекса с лестницей, сооруженной в 1840 г. на святой горе Митридат после 7-летнего строительства, разработан итальянцем А. Дигби, работавшим городским архитектором Керчи. Секреты горы Митридат связаны с историей древней Керчи и привлекают внимание археологов всего мира. На этой горе, названной по имени бога Солнца Митры и понтийского правителя Митридата VI, располагался древнейший город Крыма Пантикапей с акрополем, великолепными дворцами и величественными храмами, который, предположительно, был первым полисом скифов.
С высоты горы Митридат взгляд устремляется в античную и современную историю Керчи: расцвет Боспорского царства и его гибель, годы владычества турецких ханов, появление Петра I на корабле «Крепость», поэтическое открытие с горы Митридат Крыма поэтом А.С. Пушкиным. Ежегодно 11 апреля Керчь празднует День освобождения от фашистской оккупации, т.к. именно в этот день 1944 года десантники Новороссийской дивизии во главе с полковником В.Ф. Гладковым водрузили Красное знамя на горе Митридат.
По замыслу архитектора Дигби, поддержанным градоначальником Стемиковским и директором музея древностей Бларамбергом, Митридатская лестница отразила эту связь античных эпох с современными — их историю, традиции и культуру.
432 ступени лестницы связывают центр города Керчи с вершиной г. Митридат. По мере подъема со смотровых площадок на ярусах лестницы открывается все более широкая панорама города и прилегающей к нему бухты. При взгляде со стороны Керченской бухты на верх лестницы создается эффект ее одинаковой ширины в перспективе. Этот эффект достигается за счет постепенного расширения вышерасположенных ярусов лестницы.
Смотровые площадки украшены мифическими фигурами, каменной вязью, декоративными вазами и другими архитектурными элементами, симвоизирующими исторические эпохи города. Самым выразительным элементом, ставшим символом города Керчи, являются мифические грифоны туловищем льва, крыльями и головой орла и хвостом змеи. Грифоны в эпоху скифов охраняли сокровенные знания древней цивилизации, а в настоящее время являются деталью герба Керчи. Нижний ярус с несколькими террасами и наиболее пышными декоративными украшениями подчеркивает изысканную красоту лестницы при взгляде со стороны моря, а верхний ярус украшен грифонами.
На горе Митридат был создан комплекс сооружений классического стиля, отражающих связь исторических эпох, поэтому архитектурный комплекс стал символом города. Но Керчь неоднократно подвергалась набегам завоевателей, разрушавших этот комплекс, до настоящего времени удалось восстановить из всего комплекса только лестницу, а такие сооружения, как мавзолей Стемпковского высотой 6 м в центре верхнего яруса лестницы, Музей древностей на вершине горы и другие еще ожидают своего возрождения.
Лестница неоднократно разрушалась во время русско-татарской войны. англо-французской компании. немецко-фашистской оккупации, но каждый раз возрождалась в первоначальном виде. Большой вклад в возрождение лестницы внес скульптор из Керчи Р.В. Сердюк.
На горе Митридат, каждая пядь которой полита кровью героических защитников города, в настоящее время находится братская могила погибших воинов, Обелиск Славы и зажжен Вечный огонь в их честь на том месте, где в древности располагался дворец Митридата VI, и понтийский царь восседал на Первом кресле, обозревая море.
В 1997 г. на первом ярусе лестницы возрождена модель Склепа Деметры с росписями, фресками и копией саркофага.
В 2006 г. у подножия г. Митридат сооружен памятник великому боспорскому царю Митридату VI, отличавшемуся высокой образованностью (владел 23 языками) и военным талантом, наводившим страх на правителей Римской империи.
Кроме Большой Митридатской, в старом живописном районе Керчи в 1866 г. построена Малая Митридатская (Константиновская) лестница. Ее имя связано с автором проекта А. Константиновым. Митридатская лестница соединила в своем облике античное и византийское зодчество с русским классицизмом.